пятница, 8 марта 2013 г.

Подготовка к экзамену 9 кл. Вопрос №1

Что понимается под физической культурой и почему
 она используется для укрепления здоровья человека?
     Физическая культура – составная часть культуры общества, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», глава 1, ст. 2.).
     К материальным ценностям физической культуры относятся стадионы, бассейны, спортивные залы, медицинские учреждения, занимающиеся проблемами физической культуры и др.
     К духовным ценностям физической культуры можно отнести науку о физическом воспитании и спорте, сеть учебных заведений, готовящих специалистов в области физической культуры и спорта, произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту (живопись, скульптура, музыка, кино), систему управления в сфере физической культуры и спорта.
    Регулярные занятия физической культурой благоприятно влияют на здоровье и физическое состояние человека. Причем в различные возрастные периоды эти занятия преследуют разные цели. В молодом возрасте занятия физической культурой необходимы для повышения физической подготовки, совершенствования физического развития, обеспечения физической работоспособности, готовности к труду и службе в Армии. Занятия также способствуют профилактике заболеваний, которые могут развиться в старшем возрасте.
    В зрелом возрасте физическая культура нужна в первую очередь для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения преждевременного старения.
    В преклонном возрасте занятия физической культурой позволяют сохранять здоровье и активное долголетие, замедляя инволюционные процессы, предупреждая прогрессирование хронических заболеваний и возможные осложнения.
   Основными средствами физического воспитания в молодом, зрелом и преклонном возрастах являются физические упражнения.
   Физическое упражнение – это двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека.
   Многократно повторяемые физические упражнения с соблюдением правильной дозировки и методической последовательности приводят к совершенствованию форм и функций организма человека, укрепляют здоровье, формируют и совершенствуют двигательные навыки, содействуют духовному развитию.
    Во все времена была известна польза физической культуры. О ней говорили, писали, ей посвящались трактаты.
    Проблема движения и здоровья имела достаточную актуальность еще в Древней Греции и Древнем Риме. Так, греческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал мысль  о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий древнегреческий врач Гиппократ (460 – 370 гг. до н.э.)   не только широко использовал физические упражнения, но и обосновал принцип их применения. Он писал: «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта». Древнеримский врач Гален (130 – 200 гг.) в своем труде «Искусство возвращать здоровье» писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений» Французский врач Симон-Андре-Тиссо (ХVIII в.) писал: «Движение, как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».
     Приведем еще ряд высказываний великих людей о пользе движения и физических упражнений.
     Авиценна (Абу-Али ибн Сина, 980 – 1037 гг.) – ученый, философ, врач: «Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств».
     Гиппократ: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную радостную жизнь».
     Гораций (65 – 81 гг. до н.э): «Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь».
     Джон Локк (1632 – 1704 гг.) – английский философ-материалист: «Гимнастика удлиняет молодость человека».
     Плутарх (45 – 127 гг.) древнеримский писатель, историк: «Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает также глупо, как и человек, думающий молчанием  усовершенствовать свой голос».
    В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья населения и снижения продолжительности жизни. По данным различных исследований лишь около 10 % молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7 – 9 лет, снижается производственный потенциал общества.
    Сегодня человек меньше двигается, а значит его мышцы, система дыхания и система кровообращения мало активны, недостаточно развиваются и быстро стареют. Ухудшающаяся экология в сочетании с малой подвижностью человека ведет к быстрому ослаблению организма, в результате человека начинают преследовать различные болезни. Чтобы избежать этого, надо постоянно тренировать органы и системы организма, т.е. регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Дополнительные вопросы
1. Что такое «культура»?
      Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие) – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человеком в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.
2. Почему физические упражнения являются основным средством физического воспитания?
      Потому что они позволяют решать все задачи физического воспитания, а именно:
*     оптимально развивать физические качества;
*     укреплять и сохранять здоровье;
*     совершенствовать телосложение и развивать физиологические функции;
*     сохранять высокий уровень общей работоспособности на протяжении многих лет;
*     формировать различные жизненно важные двигательные умения и навыки.
3. Что относится к вспомогательным средствам физического воспитания?
       Вспомогательные средства физического воспитания – это оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. В процессе физического воспитания оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода) используют по двум направлениям:
*     как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;
*     как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).  При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановительных процессов в организме.
         К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья, повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся:
*     личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.);
*     соблюдение общего режима дня;
*     режима двигательной активности;
*     режима питания и сна;
      Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы не обладают такими возможностями, ка физические упражнения, поэтому они называются вспомогательными средствами физического воспитания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий