Что понимается под физической культурой и почему
она используется для укрепления здоровья человека?
Физическая культура – составная часть культуры общества, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», глава 1, ст. 2.).
К материальным ценностям физической культуры относятся стадионы, бассейны, спортивные залы, медицинские учреждения, занимающиеся проблемами физической культуры и др.
К духовным ценностям физической культуры можно отнести науку о физическом воспитании и спорте, сеть учебных заведений, готовящих специалистов в области физической культуры и спорта, произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту (живопись, скульптура, музыка, кино), систему управления в сфере физической культуры и спорта.
Регулярные занятия физической культурой благоприятно влияют на здоровье и физическое состояние человека. Причем в различные возрастные периоды эти занятия преследуют разные цели. В молодом возрасте занятия физической культурой необходимы для повышения физической подготовки, совершенствования физического развития, обеспечения физической работоспособности, готовности к труду и службе в Армии. Занятия также способствуют профилактике заболеваний, которые могут развиться в старшем возрасте.
В зрелом возрасте физическая культура нужна в первую очередь для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения преждевременного старения.
В преклонном возрасте занятия физической культурой позволяют сохранять здоровье и активное долголетие, замедляя инволюционные процессы, предупреждая прогрессирование хронических заболеваний и возможные осложнения.
Основными средствами физического воспитания в молодом, зрелом и преклонном возрастах являются физические упражнения.
Физическое упражнение – это двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека.
Многократно повторяемые физические упражнения с соблюдением правильной дозировки и методической последовательности приводят к совершенствованию форм и функций организма человека, укрепляют здоровье, формируют и совершенствуют двигательные навыки, содействуют духовному развитию.
Во все времена была известна польза физической культуры. О ней говорили, писали, ей посвящались трактаты.
Проблема движения и здоровья имела достаточную актуальность еще в Древней Греции и Древнем Риме. Так, греческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий древнегреческий врач Гиппократ (460 – 370 гг. до н.э.) не только широко использовал физические упражнения, но и обосновал принцип их применения. Он писал: «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта». Древнеримский врач Гален (130 – 200 гг.) в своем труде «Искусство возвращать здоровье» писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений» Французский врач Симон-Андре-Тиссо (ХVIII в.) писал: «Движение, как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».
Приведем еще ряд высказываний великих людей о пользе движения и физических упражнений.
Авиценна (Абу-Али ибн Сина, 980 – 1037 гг.) – ученый, философ, врач: «Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств».
Гиппократ: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную радостную жизнь».
Гораций (65 – 81 гг. до н.э): «Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь».
Джон Локк (1632 – 1704 гг.) – английский философ-материалист: «Гимнастика удлиняет молодость человека».
Плутарх (45 – 127 гг.) древнеримский писатель, историк: «Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает также глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос».
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья населения и снижения продолжительности жизни. По данным различных исследований лишь около 10 % молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7 – 9 лет, снижается производственный потенциал общества.
Сегодня человек меньше двигается, а значит его мышцы, система дыхания и система кровообращения мало активны, недостаточно развиваются и быстро стареют. Ухудшающаяся экология в сочетании с малой подвижностью человека ведет к быстрому ослаблению организма, в результате человека начинают преследовать различные болезни. Чтобы избежать этого, надо постоянно тренировать органы и системы организма, т.е. регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Дополнительные вопросы
1. Что такое «культура»?
Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие) – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человеком в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.
2. Почему физические упражнения являются основным средством физического воспитания?
Потому что они позволяют решать все задачи физического воспитания, а именно:
оптимально развивать физические качества;
укреплять и сохранять здоровье;
совершенствовать телосложение и развивать физиологические функции;
сохранять высокий уровень общей работоспособности на протяжении многих лет;
формировать различные жизненно важные двигательные умения и навыки.
3. Что относится к вспомогательным средствам физического воспитания?
Вспомогательные средства физического воспитания – это оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. В процессе физического воспитания оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода) используют по двум направлениям:
как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;
как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры). При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановительных процессов в организме.
К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья, повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся:
личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.);
соблюдение общего режима дня;
режима двигательной активности;
режима питания и сна;
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы не обладают такими возможностями, ка физические упражнения, поэтому они называются вспомогательными средствами физического воспитания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий